ВСЁ О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ДТП (часть 4)

В  каких случаях владелец  не отвечает за вред,  причиненный  принадлежащим ему транспортным средством?

Владелец транспортного средства не отвечает за вред, причиненный этим транспортным средством, если докажет, что средство выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, например, было похищено. В таких случаях вред возмещается фактическим его причинителем.
Однако если противоправному выбытию транспортного средства способствовал сам владелец, например, покинув машину и оставив в ней ключ зажигания, то к ответственности в случае причинения вреда могут быть привлечены оба - похититель транспортного средства, совершивший аварию, и его владелец, не обеспечивший надлежащую охрану (ч. 2 ст. 1079ГКРФ). 

В каких случаях владелец транспортного средства может быть освобожден от возмещения ущерба или размер возмещения может быть уменьшен? 

Владелец транспортного средства (источника повышенной опасности) может быть освобожден от ответственности, если вред возник вследствие непреодолимой силы (наводнение, землетрясение, военные действия и т. п.) или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). 
При грубой неосторожности потерпевшего (например, пешеход переходил дорогу в неположенном месте) и при отсутствии вины водителя размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано. При этом необходимо иметь в виду, что, если вред причинен жизни или здоровью гражданина, отказ в возмещении вреда не допускается (ч. 2 п. 2 ст. 1083 ГК РФ). 
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, размер возмещения должен быть уменьшен в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда (ч. 1 п. 2 ст. 1083 ГК РФ). 
Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения (кроме случаев, когда вред причинен умышленно) (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). 

Правила возмещения вреда, причиненного одним транспортным средством другому. 

Ответственность владельца источника повышенной опасности, каковым является транспортное средство, наступает независимо от наличия или отсутствия его вины в причинении имущественного вреда. 
Исключение из этого правила наступает лишь тогда, когда спор возникает между самими владельцами транспортных средств.
Если вред причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, то при решении вопроса об имущественной ответственности их владельцев друг перед другом учитывается вина каждого владельца (п. 3 ст. 1079 ГК РФ). При этом надо иметь в виду следующее:
  • вред, причиненный одному из владельцев по вине другого, возмещается виновным; 
  • при вине обоих владельцев размер возмещения определяется соразмерно степени вины каждого; 
  • при вине лишь владельца, которому причинен вред, он ему не возмещается;
  • при отсутствии вины владельцев транспортного средства (источника повышенной опасности) во взаимном причинении вреда (независимо от его размера) ни один из них не имеет права на возмещение. 
Необходимым условием ответственности за вред, причиненный одним транспортным средством другому, является причинная связь между виновными действиями ответчика и наступившим результатом.
Приведем такой пример. Произошло столкновение трех автомашин, которыми соответственно управляли А., Б., и С. В момент аварии Б., не убедившись в безопасности движения, разворачивался для движения в обратном направлении в месте с ограниченной видимостью. А., ехавший навстречу с значительным превышением скорости, не принял меры к остановке машины и врезался в машину Б., после чего, развернувшись, ударился о машину С., стоявшую неподалеку на правой стороне дороги с выключенным габаритным светом. Машина А. сильно пострадала. Таким образом, все трое нарушили правила дорожного движения, причем нарушение С. состояло в том, что его машина стояла в темное время суток с не включенными габаритными огнями. Что изменилось бы, если бы С. не нарушил правила движения и стоял на том же месте с включенным светом? Ясно, что нарушение С. не находится в причинной связи с повреждением машины А.
Поэтому нарушение С. является основанием для признания его виновным в несоблюдении правил дорожного движения и наложения на него административного взыскания, но не является основанием для признания его виновным в происшедшей аварии и возложения на него обязанности возместить причиненный имущественный вред.

Ответственность за причинение вреда несколькими транспортными средствами. 

При столкновении транспортных средств вред может быть причинен не только владельцам столкнувшихся транспортных средств, но и пассажирам, пешеходам, зданиям, другому имуществу. В таких случаях возникают вопросы: в каком размере должен возместить вред каждый владелец транспортного средства, влияет ли на размер возмещения вина одного из них? Эти моменты существенно затрагивают интересы потерпевшего, поскольку для него далеко не всегда безразлично, с кого он будет получать возмещение, - ведь не всегда оба причинителя вреда могут быть легко найдены и привлечены к ответственности и не всегда их платежеспособность одинакова.
Должен ли вред быть взыскан непосредственно с владельца транспортного средства, виновного в причинении вреда? Освобождается ли невиновный от возмещения вреда? Эти вопросы небезразличны и для невиновного владельца, транспортное средство которого было вовлечено в аварию.
По закону потерпевший имеет право получить возмещение с любого владельца источника повышенной опасности. Такое право предоставлено потерпевшему на основании п. 3 ст. 1079 ГК РФ, в соответствии с которой владельцы транспортных средств солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате столкновения этих транспортных средств.
По своей сути солидарная ответственность строится по принципу «один за всех». Потерпевший имеет право требовать возмещения как от всех владельцев транспортных средств совместно, так и от любого из них в отдельности, включая невиновного. Солидарная ответственность (обязанность) сохраняется до полного удовлетворения требования потерпевшего.
Права невиновного владельца транспортного средства, вынужденного исполнить солидарное обязательство, защищаются тем, что он имеет право обратного требования (право регресса) к виновнику аварии в размере выплаченного возмещения. Таким образом, в конечном счете ответственность переносится на виновного.
Если авария явилась следствием совместных виновных действий, а ущерб был выплачен одним из причинителей вреда, то он имеет право требовать от других причинителей вреда выплаты ему доли выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого причинителя вреда.
При предъявлении иска к нескольким владельцам транспортных средств суд может с согласия истца присудить возмещение и сразу с виновного причинителя, чтобы устранить необходимость судебного разбирательства спора по регрессному иску.

Ответственность дорожных служб. 

На кого возлагается ответственность за последствия дорожно-транспортного происшествия, если причиной аварии явилось неудовлетворительное состояние дороги?
Одной из наиболее частых причин дорожно-транспортных происшествий является неудовлетворительное состояние проезжей части: гололед, выбоины, отсутствие предупреждающих знаков (например, о ведении дорожных работ на проезжей части), оставленные на дороге без должного обозначения и освещения строительные материалы, оборудование и т. д.
К ответственности за последствия дорожно-транспортного происшествия, причиной которого явилось неудовлетворительное состояние дороги, привлекаются организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, обязанные содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения. К этим организациям относятся: коммунальные, автотранспортные, дорожно-строительные, дорожно-ремонтные, дорожно-эксплуатационные и некоторые другие организации. Если авария произошла вследствие нарушения правил производства работ на дороге, то ответственность возлагается на предприятия, учреждения, организации, производящие любые работы на дороге и не обеспечившие безопасность движения в зоне производства работ.

Каким требованиям должно отвечать состояние дорог? 

Ремонт и содержание дорог должны соответствовать установленным нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Так, данные требования регламентируются:
  • ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10. 10. 95 г.;
  • ст. 13-15 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Правительства № 1090 от 23. 10. 93 г.;
  • государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы;
  • Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11. 10. 93 г. и впервые введенным в действие с 01. 07. 94 г.;
  • ведомственным нормативным актом ВСН 24088 «Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог», утвержденным бывшим Минавтодором в 1988 г
Требования действующих нормативных актов включают детальную регламентацию: состояния покрытия проезжей части, включая уборку снега и борьбу с гололедом; состояния тротуаров, обочин, ограждений, дорожных знаков, светофоров, разметки, наружного освещения, люков дождевых, вентиляционных и других колодцев; ограждения места ремонта и информирования водителей о проводимых ремонтных работах и т. д.
Несоблюдение указанных нормативов, если это явилось причиной дорожно-транспортного происшествия, является основанием для возложения ответственности за последствия аварии на дорожную службу.
Однако виновным в подобных ситуациях часто признается водитель на том основании, что он не выполнил требования п. 10.1. Правил дорожного движения, которые предписывают ему выбирать скорость для движения с учетом дорожных условий и при возникновении опасности принимать все меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Между тем речь в Правилах идет не о любой опасности, а о той, которую водитель в состоянии был обнаружить. Понятно, что водитель вряд ли в состоянии обнаружить, например, реально представляющую опасность для движения скрытую от глаз яму на залитой водой проезжей части, или на плохо освещенном участке дороги открытый люк колодца, или ледяные отложения, неоднородно покрывающие проезжую часть при отсутствующем знаке «Скользкая дорога».
В таких случаях решающее значение имеет заключение автотехнической экспертизы. Если эксперт в заключении укажет, что состояние дорожного покрытия действительно не соответствовало требованиям установленных правил и стандартов, а водитель правила дорожного движения не нарушал и не имел технической возможности предотвратить аварию, то отвечать за случившееся должна дорожная служба.
Если организация, по вине которой произошла авария, отказывается добровольно возместить причиненный вред, то пострадавший владелец транспортного средства вправе обратиться в суд по месту нахождения организации-ответчика или по месту совершения аварии с исковым заявлением. 

Продолжение следует... В следующей части читайте:

  1. Ответственность водителя - работника предприятия.
  2. Привлекается ли к участию в судебном разбирательстве водитель?
  3. В каком размере водитель, совершивший аварию и тем самым причинявший ущерб предприятию, в котором он работает по трудовому договору, обязан возместить этот ущерб?
  4. В каком порядке производится возмещение ущерба, причиненного предприятию?
  5. Ответственность предприятия за ущерб, причиненный водителю повреждением здоровья при аварии.

дтп, авария, вред, возмещение вреда, материальная ответственность, реальный ущерб, убытки, ответственность, ущерб
Комментарии к новости
Тандем, салон-парикмахерская Тандем, салон-парикмахерская г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 68
DEVORE, салон штор DEVORE, салон штор г. Ханты-Мансийск, ул. Энгельса, 28