Невозвратные билеты: что это такое и можно ли их вернуть

До принятия нового закона российские пассажиры имели право сдать билет и потребовать вернуть деньги за него даже непосредственно перед вылетом. Авиакомпания могла лишь удержать штраф 25% в случае, если пассажир сдавал билет менее, чем за сутки до вылета. Обновленный Воздушный кодекс разрешает два вида тарифов: возвратные и невозвратные. Первый ничем не отличается от ранее существовавших, второй запрещает сдачу билета и возврат денег.

В теории предполагалось, что принятие такого закона создаст условия для развития рынка лоукостеров в России. На практике оказалось, что все гранды, начиная с «Аэрофлота», тут же сделали свои самые дешевые билеты невозвратными.

Российские авиакомпании уже ввели невозвратные тарифы

Крупнейшие авиаперевозчики России уже ввели у себя невозвратные тарифы. Первыми это сделали «Аэрофлот» и «Трансаэро», затем к ним присоединились «Уральские авиалинии» и S7, а на днях их примеру последовала и UTair. Иностранные авиакомпании чаще всего используют невозвратные тарифы при проведении акций и распродаж. Однако их российские коллеги решили перевести в класс невозвратных все самые дешевые тарифы. Единственное исключение — UTair, которая пока запрещает возврат только тех билетов, которые были куплены со скидками.

На сегодня невозвратные тарифы «Аэрофлота» называются «Бюджет» и «Промо», у «Трансаэро» — Promo, «Туристический» и «Дисконт», сообщают Ведомости. У «Сибири» и «Уральских авиалиний» невозвратный тариф называется «Промо». Названия могут меняться, и запоминать их не обязательно, но при покупке дешевого авиабилета российского перевозчика теперь имеет смысл просмотреть правила тарифа.

Можно ли вернуть невозвратные билеты?

Невозвратный тариф, очевидно, не предусматривает возможность сдать или обменять билет. Однако некоторые исключения все же есть. К примеру, Воздушный кодекс оговаривает, что пассажир может вернуть деньги за такой билет в случае «вынужденного отказа от перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, ... либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника». Для возврата денег в обязательном порядке понадобятся подтверждающие медицинские документы, причем предоставить их авиакомпании надо «до окончания ... времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс». Также пассажир вправе рассчитывать на возмещение, если отказался лететь из-за задержки рейса.

Но часть денег за билет можно вернуть даже если у пассажира нет уважительной причины неявки к вылету или ее документального подтверждения. В поправках к Воздушному кодексу РФ есть следующая норма: «пассажиру не возвращается ... плата, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира». Проще говоря, цена билета состоит из тарифа авиакомпании и дополнительных сборов, в том числе аэропортовых, а закон разрешает делать невозвратным только тариф. Поэтому российские авиакомпании обязаны действовать подобно иностранным лоукостерам, которые возмещают клиентам аэропортовые сборы в любом случае — даже если пассажир просто опоздал на самолет.

Источник: skyscanner.ru

Полный текст правок в Воздушный кодекс на pravo.gov.ru.
Официальные разъяснения Роспотребнадзора о невозвратных билетах.

невозвратные билеты, авиаперевозчики, сдать билет
Комментарии к новости