Выставка «Кавказский пленник. От Пушкина до наших дней»

7 ноября 2012 года – 11 февраля 2013 года
Государственный музей А.С. Пушкина 
(Москва, ул. Пречистенка, 12/2)

    Выставка «Кавказский пленник. От Пушкина до наших дней» - это «ядро» крупного межмузейного проекта, осуществленного при участии музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». В центре внимания - три классических литературных произведения, созданных в XIX веке, а также художественный фильм, снятый нашим современником. Они объединены одной темой и одним названием – «Кавказский пленник». Под впечатлением событий, происходивших на юге России в период так называемой Кавказской войны (1816-1864), были написаны знаменитые поэмы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, 
а также рассказ Л.Н. Толстого. По мотивам последнего в 1996 году был снят фильм режиссера Сергея Бодрова-старшего - его сюжет оказался созвучным уже нынешнему времени. 




    
СXIX века Кавказ является не только одним из самых красивых и богатых краев России, но и одной из ее болевых точек. Правовой статус государства в этом регионе определили мирные договоры, венчавшие русско-турецкие и русско-персидские войны конца XVIII - начала XIX века. Но вот уже более двух столетий, то затухая, то вспыхивая вновь, здесь обостряются национальные и государственные взаимоотношения, выливаясь в драматические конфликты и кровавые столкновения. В основе их – исторически сложившаяся специфика региона и менталитета коренного населения, разбитого вековыми традициями, родовыми кланами, религиозными предпочтениями и другими факторами на многочисленные народности. Порой не уживающиеся даже между собой, они часто не желали мириться с централизованной властью, которая, в свою очередь, иногда вынуждена была идти на крутые меры по наведению государственного порядка. Так называемая Кавказская война, тянувшейся почти полвека в XIX столетии (с начала наведения порядка в регионе войсками генерала А.П. Ермолова), откликнулась страшным эхом в конце XX-го, трагическими событиями на территории нынешнего российского Кавказа.

Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой прослеживаются во многих литературных произведениях XIX-XX века. Но первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А.С. Пушкин. Под впечатлением своего путешествия по Кубани и Кавказу в начале 1820-х, поэт написал поэму «Кавказский пленник», 190-летие выхода в свет которой отмечается в этом году. Романтизированная история русского офицера в плену у горцев, опубликованная в 1822 году, вызвала резонанс в литературных и читательских кругах.
Живой интерес к этой странице истории России, быту и нравам кавказских народностей (который проявлялся не только в литературе, но и в других видах науки и искусств, например, в живописи) подхватил М.Ю. Лермонтов. Под воздействием пушкинского сочинения в 1828 году он написал одноименную поэму на схожий сюжет.


    Романтические тенденции поэтов спустя несколько десятилетий сменил реалистическим изображением событий Лев Толстой, проходившим военную службу на Кавказе. Его живой, основанный на реальных событиях, рассказ «Кавказский пленник» был опубликован ровно 140 лет назад, увенчав собой яркую триаду одноименных литературных шедевров.
    В XX веке на эту тему отозвался и кинематограф. События чеченской войны начала 90-х нашли отражение в фильме «Кавказский пленник» (1996) режиссера Сергея Бодрова-старшего, в котором главную и свою первую роль сыграл его сын Сергей. В 2002 году, снимая на Кавказе уже свой фильм, Сергей Бодров-младший пропал без вести вместе со своей группой во время схода ледника в Северной Осетии...




    Выставка подготовлена Государственным музеем А.С. Пушкина совместно с Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы», Государственным музеем Л.Н. Толстого, Российским государственным архивом древних актов (РГАДА), Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ), Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Институтом русской литературы (Пушкинский дом) РАН, а также творческой группой кинофильма «Кавказский пленник». Впервые редкие музейные и архивные материалы из восьми российских музеев были объединены в рамках одного проекта. В контексте известных литературных шедевров выставка представляет культурно-исторический взгляд на весьма значимую и ранимую для российского общества тему взаимоотношений русских и кавказских народов. На ней представлены живописные и графические работы художников XIX века, отражающие их представления о Кавказе; книги и рукописи Пушкина, Лермонтова и Толстого; портреты их современников служивших на Кавказе; мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства той эпохи. На экспозиции также можно увидеть материалы из частных архивов создателей фильма «Кавказский пленник» - режиссера С.В. Бодрова и художника В.П. Кострина - кадры рабочих моментов, автографы «писем к матери» С. Бодрова-младшего и О. Меньшикова, афиши картины, получившей немало кинематографических наград.

Получить дополнительную информацию и иллюстрации для публикаций в СМИ можно в Пресс-службе Государственного музея А.С. Пушкина: тел. +7 495 6377339, e-mail: prpushkin@mail.ru

выставки, пушкин, лев толстой, кавказкий пленник, ясная поляна, музей пушкина
Комментарии к новости