Поле искажения реальности как инструмент управления персоналом

Евгений Житницкий, Журнал De Facto, май 2012


Покривить с душой

Поле искажения реальности как инструмент управления персоналом


Своему сотруднику Ларри Кеньону, разрабатывавшему в начале 1980-х операционную систему для Macintosh, Стив Джобс предъявил претензию, что она слишком долго грузится. Программист ответил, что сократить время загрузки невозможно. Тогда Джобс написал на доске расчеты, из которых следовало, что если бы 5 миллионов человек использовали Mac и каждый день им приходилось бы загружать его лишние 10 секунд, то в год получилось бы около 300 миллионов часов, что равняется примерно 100 человеческим жизням. На Ларри это произвело такое впечатление, что он совершил практически невозможное: заставил систему загружаться на 28 секунд быстрее.

  С усилием воли

Различные методы убеждения своих сотрудников каждый руководитель применяет ежедневно. При этом нередко приходится сознательно умалчивать или переиначивать факты так, чтобы концентрат информации максимально побудил подчиненных к действию. В чем же разница между искусством убеждать, которым многие из вас владеют в совершенстве, и подходом Стива Джобса?


При перепроверке выкладок основателя Apple выходит, что он существенно преувеличил. Не то слово — фактически «развел» своего сотрудника! Средняя продолжительность жизни американца в 80-е годы прошлого века — примерно 75 лет, что равняется 2 366 755 200 секундам (с учетом високосных годов). А на загрузку Macintosh в год пользователи тратили бы 18 250 000 000 секунд1. Разделим вторую величину на первую и получим, что «сэкономилось» бы не 100, а меньше 8 жизней! При мотивировании сотрудников можно преувеличивать, но чтобы почти в 13 раз?! Впрочем, именно благодаря такому преувеличению Джобс добился результата: Ларри смог уменьшить время загрузки, что раньше считал невозможным.


Это свойство Джобса убеждать людей в возможности невозможного его коллеги прозвали полем искажения реальности (ПИРом). Эту фразу один из программистов Джобса взял из сериала «Звездный путь», в котором пришельцы создавали собственный новый мир усилием воли. ПИР — это вовлечение собеседника в знакомое ему явление, параметры или условия которого переговорщик изменяет до неадекватных форм. Благодаря умелому манипулированию фактами, цифрами, оценками и прочими данными удается не только убедить собеседника, но и коренным образом изменить его взгляды на обсуждаемое явление, даже если все вокруг будут крутить пальцем у виска: «И как это безумец поверил в такие небылицы?»
Я знаю одного воронежского банкира, который ежемесячно увеличивал для своих сотрудников план продаж по потребительским продуктам, и ему удавалось это делать в арифметической прогрессии как раз с помощью ПИРа. В итоге воронежский филиал несколько лет подряд добивался хороших результатов на фоне всей филиальной сети страны, и руководство головного офиса отправило банкира на повышение: теперь он работает в Москве.


Джобс обладал набором качеств, которые помогали ПИРу действовать как гипнозу. Прежде всего это харизма и красноречие. Не только умение убеждать, но и собственная непоколебимая вера в свою идею. Все, что не совпадало с его системой координат, просто игнорировалось. И разумеется, его влияние на сотрудников подкреплялось профессионализмом и авторитетом. Так что перед тем, как испробовать методику Стива Джобса, стоит задуматься: есть ли те же качества у вас? Если нет — этот текст не для вас: вам никогда не удастся исказить реальность другого человека. А если да, то давайте посмотрим, как работает ПИР.


Газ в пол!

На мой взгляд, есть несколько возможностей, когда использование ПИРа наиболее эффективно.


Возможность 1
Искажать реальность не только плодотворно, но даже необходимо 
в период кризиса. В это время важно просто не останавливаться. Пусть даже выбранное направление будет далеко не самым оптимальным, а руководитель убедит подчиненных в заведомо преувеличенном результате. Задача здесь — не добиться максимального результата, а просто с наименьшими потерями пройти сложный этап. Если есть управленец, который говорит: «Я знаю, что надо и как, идем туда!» — и при этом всего лишь создает видимость работы, чтобы не посеять панику в команде, он искажает реальность. Сохранение спокойствия в коллективе в данном случае становится одним из рычагов противодействия кризису: если от вас все бегут, то с кем вы реализуете антикризисные программы? Если работники не в тонусе, то после окончания сложного этапа их придется раскачивать, на что уходит драгоценное время! Причем речь не обязательно идет о внешних кризисах. Любая компания периодически проходит в том числе и через внутренние кризисы.


Возможность 2

Эта методика идеально подходит при работе над креативным проектом, который раньше никем и никогда не воплощался в жизнь. В этом случае исказить реальность нужно особенно сильно. Ведь людям придется сделать то, о чем они никогда даже не задумывались. То есть действительно нереальное до этого. Пример такого воздействия — как раз создание операционной системы для Macintosh.
Посмотреть реальности в глаза


ПИР — это оружие массового поражения: радиус его действия может быть очень большим как в количественном плане (число убежденных сотрудников), так и в качественном (человека можно заставить поверить практически во все, что угодно). Но чем больше бомба, тем глубже воронка, из которой придется выбираться. Поэтому, используя ПИР, главное — не переусердствовать, грамотно дозировать. Выделим несколько обратных особенностей этого инструмента.


Особенность 1. Искажать реальность можно только на коротких временных отрезках. Тогда это способствует мобилизации всех сил, раскрытию резервов. Происходит рывок вперед. Но постоянно заставлять команду работать на износ недопустимо. Это как с гоночным автомобилем: при запуске на закиси азота он выдает максимальную скорость. Регулярная гонка в таком режиме угробит двигатель… Так и ваши сотрудники могут «перегореть», не выдержать непрерывной высокой нагрузки.


Особенность 2. В ПИРе могут возникать ошибочные оценки. По воспоминаниям коллег Стива Джобса, на планерках он нередко кричал и исходил слюной. А всех сотрудников делил на асов и ничтожеств. Середины для него не существовало. А между прочим, среди «ничтожеств» были и очень толковые инженеры, трудяги. Они многое сделали на благо компании. Но никакие их успехи не могли переместить их в иерархии Джобса в класс асов. Последним между тем тоже не приходилось почивать на лаврах. Они пребывали в постоянном страхе, что допустят оплошность и будут свергнуты с пьедестала. Поэтому надо быть готовым к тому, что искажение реальности — своего рода стрессовый менеджмент.


Особенность 3. При постоянном давлении руководства у сотрудников может выработаться иммунитет. То есть они уже не будут воспринимать поставленные нереальные сроки серьезно. Они будут улыбаться начальнику, говорить в ответ «да», но делать все по-своему. ПИР также может вызвать активное сопротивление сотрудников. Недавно в одной воронежской компании из сферы торговли последствия искажения реальности привели к печальным для руководителя результатам. Он постоянно подстегивал своих сотрудников, хотя те справлялись с работой безупречно. Говорил, что они делают все плохо, чтобы этим стимулировать их к еще лучшему результату. Двое перспективных сотрудников просто не выдержали и ушли, создав свой бизнес. Сегодня он процветает, а требовательный начальник кусает локти.


Не ставить в игнор

Результаты от искажения реальности — положительные и отрицательные — могут быть глобальными и уже в реальной действительности поменять порядок вещей и процессов. Стив Джобс, изменивший современную IT-индустрию во многом при помощи ПИРа, потерял из-за своего же дара собственную жизнь. Он в течение нескольких месяцев просто игнорировал поставленный ему диагноз — рак поджелудочной железы, — искажая свою реальность таким образом, что просто верил в излечение нетрадиционными диетами. А если бы он воспринял диагноз всерьез и начал лечение вовремя, то, как считается, имел бы больше шансов на выздоровление. Так и в бизнесе, постоянно искажая реальность, можно проигнорировать слабые места своей компании и упустить время, когда процесс станет необратимым. Поэтому искажайте реальность, не забывая о реалиях.

1 5 миллионов человек умножить на лишние 10 секунд и умножить на 365 дней в году.

http://facto.ru/archieve/2012/5/pokrivit_s_dushoj/

 

управление персоналом, коучинг, Стив Джобс
Комментарии к новости