Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. У мальчиков с РАС в Оренбурге, в переходном возрасте повышается гиперактивность и раздражительность, дезадаптивное (дисфункциональное) поведение, эпилептические припадки, бессонница и сонливость днем, повышенная тревожность и тревожные расстройства, разочарования и неуверенность, чувства изгоя, социальная изоляция. РАС встречается у мальчиков примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. Переходный возраст у мальчиков с задержкой развития и аутизмом проходит тяжелее, чем у девочек. Подростки с аутизмом в Оренбурге подвержены различным ментальным заболеваниям - депрессия и тревожные расстройства. У подростка с расстройством аутистического спектра появляется интерес к сверстникам, сексуальные фантазии, мысли о взаимоотношениях, интерес к своему телу и физиологические изменения. У подростков с аутизмом исполнительные навыки формируются гораздо медленнее, чаще возникают проблемы с планированием, организацией, когнитивной гибкостью, инициацией новых дел и рабочей памятью, пугаются изменений в своем теле, не понимают причин повышенной возбудимости и раздражительности и начинают осознавать свои отличия от сверстников, впадая в депрессивное состояние. Мальчики в подростковом возрасте с задержкой развития и аутизмом нуждаются в помощи повседневных дел и с решением домашнего задания. Аутичные дети предподросткового и подросткового возраста нуждаются в большем объеме информации и руководстве, чем их сверстники: полового созревания и сексуального развития, напоминаниях о гигиене (душе и бритье, чаще менять нижнее белье), не позволять использовать свое состояние как средство оправдывать себя, прикрываясь диагнозом, избегают дружеских отношений с ровесниками. Начало полового созревания у мальчиков в 15 лет происходит, когда в гипоталамусе (отделе промежуточного мозга) начинает выделяться вещество, называемое гонадотропин-рилизинг-гормоном. На этот сигнал реагирует гипофиз – железа внутренней секреции, которая также расположена в головном мозге и отвечает за рост, развитие и обмен веществ в организме (отсутствие увеличения яичек, промежуток времени от начала до завершения роста половых органов составляет более 5 лет. Во время переходного возраста ребенок с аутизмом сталкивается с гормональными всплесками и изменением настроения, при этом у него в отличие от обычного подростка может не быть необходимых механизмов внутренней регуляции. Подростки с РАС часто либо не понимают нас, либо не имеют достаточной мотивации, чтоб корректировать свое поведение под требования социума. У подростка с аутизмом не складываются индивидуальные стереотипы взаимоотношений с миром, привычки, предпочтения и страхи, не формируются способы взаимодействия с близкими людьми, невозможно развитие ни бытовых, ни игровых, ни речевых навыков, характерно ускоренное интеллектуальное развитие ("взрослые" интересы) к энциклопедиям, схемам, счетным операциям, словесному творчеству. Основной чертой расстройства аутистического спектра у ребенка является стойкое нарушение способности понимать и использовать язык для социального общения. У мальчика с расстройством аутистического спектра нередко наблюдаются специфические нарушения внимания (чрезмерная сосредоточенность или легкая отвлекаемость), импульсивность и физическая гиперактивность. У многих подростков с аутизмом обнаруживаются судорожные расстройства или эпилепсия. Ребенок с СДВГ в Оренбурге не наблюдается стойкого дефицита в инициировании и поддержании социальной коммуникации и взаимных социальных взаимодействий или стойких ограниченных, повторяющихся и негибких моделей поведения, интересов или деятельности, которые являются определяющими признаками расстройства аутистического спектра. У некоторых детей могут одновременно присутствовать оба состояния – РАС и СДВГ. Ребенок с РАС сначала получают диагноз СДВГ и позднее, когда уровень социальных требований повышается, а он не может с ними справляться, ставится диагноз "аутизм". Диагноз шизофрении обычно приходится на подростковый или ранний взрослый возраст, иногда на период до полового созревания. Селективный мутизм характеризуется нормальным использованием языка, речи и социальной коммуникации в домашних условиях, но при этом в школе или в детском саду язык и речь не используются. Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) у подростка - навязчивые повторяющиеся мысли и образы, сознательно сопротивляются своим импульсивным побуждениям к компульсивному поведению, пытаются подавить специфическое поведение по их мнению, является социально нежелательным. Реактивное расстройство у подростка – характеризуется заторможенным эмоционально замкнутым поведением по отношению к родителям, включая неспособность обратиться к ним за утешением, поддержкой, защитой или заботой. Если ограниченный прием пищи у подростка с РАС приводит к значительной потере веса, другим последствиям для здоровья или связана со значительными функциональными нарушениями, то это диагноз - расстройство избегания-ограничения приема пищи. У подростка с РАС такие вспышки агрессии часто связаны с конкретным пусковым механизмом (с изменением распорядка дня, неприятной сенсорной стимуляцией, тревогой и ригидностью) и не отражают намерение вести себя вызывающе, провокационно или злобно, что более характерно для оппозиционно-вызывающего расстройства. Расстройство личности у подростка — это нарушение восприятия и осмысления самого себя, окружающих людей и мира. Некоторые заболевания нервной системы у подростка связанные с регрессом в развитии (эпилептическая афазия, синдром Ландау-Клеффнера, аутоиммунный энцефалит, синдром Ретта), дифференцируются от расстройства аутистического спектра с утратой ранее приобретенных навыков, а самоповреждения — может быть диагноз стереотипного двигательного расстройства.
Задержка психического развития, может оказывать влияние на пубертатный период у подростков. Основные особенности- задержка начала физических изменений рост волос, изменение голоса, задержка в половом созревании (отставание в развитии половых органов), в развитии социальных и эмоциональных навыков, повышенная уязвимость и стресс (трудности в школе, взаимоотношения со сверстниками).
Наши специалисты в детском медицинском центре «Реацентр» в Оренбурге помогут поставить правильный диагноз мальчикам с задержкой развития и аутизмом, особенно если симптомы РАС и других расстройств пересекаются: к социальному взаимодействию с другими ровесниками, выстраивать осмысленные отношения с окружающими и дружеские отношения, оставлять выбор в принятии решений, возлагать ответственность за некоторые сферы жизни, предоставлять максимально возможную независимость, расширить возможности для освоения и обретения новых знаний и умений, с физиологическими проявлениями полового созревания. Взрослея ребенок становится более осознанными, спокойным и сострадательным, гиперактивность, раздражительность и другие негативные проявления аутизма, получаться проявлять свои чувства и получаем от него обратную эмоциональную связь.
Записаться на прием или консультацию к детскому неврологу в Оренбурге вы можете, позвонив по телефону: 8 (3532) 66-36-85, по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 8А WhatsApp 8-922-829-72-43