Первые проявления агрессии появляются около года. Ребенок может кусаться, замахиваться на взрослого, иногда ударить, может противиться просьбам и не выполнять запреты. Что с ним происходит?
Ребенок впервые замечает, что он и мама — два разных человека, что мама не принадлежит ему полностью. Это неожиданная для ребенка новость, трудная для понимания. Все, что происходит в этом возрасте, — это «проба пера». Агрессивные выходки, чаще всего, не являются сильной злостью — скорее, это проявления недовольства, хотя выражаться они могут слишком эмоционально. В любом случае, не стоит приписывать маленьким детям взрослые реакции — по сути, они ими не являются.
Ребенок в этом возрасте зависит от мнения взрослых по поводу его чувств — ведь ему надо на что-то опираться, разбираясь со своими ощущениями. Если родители принимают любые его проявления (не ругаются, не говорят, что он плохой, а пытаются вместе с ребенком изучать их), то ребенок получает возможность уверенно прислушиваться к себе и учиться саморегуляции.
Ребенок начинает понимать, что ведет себя агрессивно, то есть «неправильно», тогда, когда у него активно развивается самосознание и он уже может отличить «можно» от «нельзя», «хорошо» от «плохо», когда он уже научился решать конфликт неагрессивным способом. До этого момента он не осознает, что поступает плохо, так как не усвоил приемлемые правила поведения. Лет до двух у детей характерны агрессивные проявления из разряда «конфликты в песочнице»: ребенок еще не научился договариваться, поэтому использует силовой способ получить желаемое — отобрать, стукнуть, толкнуть. Дома малыши сбрасывают со стола посуду, плюются, кусаются и т. д.
Следующий пик агрессивности приходится на возраст от 2,5 до четырех лет.
Именно в возрасте двух — четырех лет начинаются первые проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в детском саду или на детской площадке. Почему же до сих пор такой милый малыш вдруг превращается в маленького агрессора, который готов отобрать у всех детей их игрушки?
Агрессия — это энергия достижения, которая нужна, чтобы получить желаемое, и первая реакция у ребенка, обладающего достаточным уровнем агрессивности — отобрать. Если ему не отдают, то ребенок начинает настаивать, опять же, довольно агрессивно.
В этом возрасте всем мамам рекомендуется находиться, по возможности, как можно ближе к своему ребенку, чтобы защитить окружающих от его агрессивных проявлений и защитить ребенка от возможной негативной реакции окружающих.
Приемлемыми способами взаимодействия в песочнице ребенок овладеет чуть позднее, а пока именно родители являются «защитной прослойкой» между ним и его окружением.
В детском саду сложнее: мамы рядом нет, а воспитатель не всегда может уследить за всеми воспитанниками.
Если дети с более высоким уровнем агрессивности сами могут за себя постоять, то малыши, у которых он значительно ниже, чем у ровесников, рискуют оказаться объектом нападения.
Хорошо бы, чтобы к тому моменту, как ребенок пойдет в детский сад, он уже приобрел опыт общения с разными детьми. Если же такого опыта нет, то имеет смысл обучить его элементарной реакции на действия агрессора. Например, громко закричать или позвать на помощь.
Как только элементарные понятия о том, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, усвоены (это происходит на четвертом — пятом году жизни), ребенок понимает, что физическая агрессия — это плохо. Он обучается оценивать ситуацию по возможным последствиям: заметят ли взрослые, будет ли наказание за такое поведение.
Ребенок находит обходной путь: если нельзя толкнуть, стукнуть, укусить, щипнуть, то можно обозвать, а еще безопаснее — подначивать, сплетничать, настраивать одного ребенка против другого.
Начиная лет с пяти, такой способ выражения агрессии нередко проявляется среди дошкольников.
Поведение ребенка семи лет очень напоминает поведение трехлетки. Ребенок вырос, а начинает демонстрировать те же «я сам» и «не хочу, не буду». Возникает такое ощущение, что все происходящее делается назло родителям.
Несмотря на то, что внешне поведение ребенка семи лет похоже на поведение трехлетки, внутренние причины такого поведения абсолютно другие. Проявление негативизма — «не хочу, не буду» обусловлено следующими причинами. Во-первых, ребенок начинает сомневаться в содержании правил: «Брату можно не спать до 12 ночи, а почему мне нельзя?», «Вот дяденька бежит на красный свет, а почем мы не бежим, машин ведь нет?» и т. д.
Нужно будет объяснять все правила заново, но на новом уровне его восприятия. Теперь ребенок готов принять правило только в том случае, если понимает его необходимость, а не по тому, что «мама так сказала».
Во-вторых, формируется мнение о себе относительно других людей. Ребенок начинает понимать свои особенности: «Я не такой, как все. Значит, правила, которые существуют для всех остальных, никак не касаются меня».