Выделяют несколько причин СРРШН:
Легкие органические поражения ЦНС - повреждения вещества мозга, подтвержденные электроэнцефалографией, компьютерной томографией рассматриваются как факторы, усложняющие восприятие, обработку информации.
Снижение когнитивных способностей - затруднения формирования учебных навыков могут быть вызваны недостаточным умением анализировать, обобщать информацию, дефицитом словарного запаса, визуальной памяти.
Наследственная отягощенность - диагностируется у детей, чьи родители, прародители имели сложности в обучении.
Психолого-педагогическая запущенность - дефицит развития школьных навыков формируется вторично на базе недостаточности функций активного внимания, неорганизованности.
Социальная запущенность - рассматривается как фактор риска: неблагоприятные условия проживания, плохое питание в детском возрасте увеличивают вероятность СРРШН.
Языковой барьер - проблемы в освоении чтения, переписывания, экспрессивного письма, пересказа, счета возникают у школьников, обучающихся не на родном языке.
Дети осознают свое неумение, стараются избегать ситуаций, где требуется применение чтения, счета или письма. Они тревожно реагируют на замечания взрослых, боятся насмешек со стороны сверстников. Тяжелые случаи характеризуются выраженной агрессивностью, нарушениями норм морали, правил поведения. Сопутствующими проблемами становятся прогулы уроков, плохая успеваемость по всем предметам. Отчуждение, отчаяние проявляются депрессивными расстройствами, асоциальными поступками.
Специфические расстройства развития школьных навыков классифицируются по проявлениям:
Дислексия. Расстройство чтения проявляется неузнаванием букв, неумением соотносить их графическое отображение со звучанием
Дисграфия. Расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах.
Дискалькулия. Нарушение счетного навыка проявляется неумением сосчитать по прямому и обратному порядку, выполнить арифметические действия.
Смешанное расстройство. Выявляются различные сочетания дислексии, дисграфии, дискалькулии.
У детей с дисграфией формируется неразборчивый почерк, написание букв неаккуратное — так проявляется неуверенность ребёнка и боязнь ошибки. Буквы разной высоты и наклонены в разные стороны, выходят за строчку. При письме ребёнок напрягается, сильно надавливает на ручку и от этого быстро устаёт и не может ускорить темп письма. При написании диктантов школьник старается писать неразборчиво, чтобы учитель не заметил ошибки, при этом регулярно получает неудовлетворительные оценки. Это приводит невротизации ребёнка и ещё больше усугубляет его проблемы. Возникает внутренний страх ошибки, формируется неуверенность в себе, появляется замкнутость, пропадает мотивация к учёбе. Проявления дисграфии также может сочетаться с неврологическими нарушениями — снижением памяти и внимания, гиперактивностью, нарушением поведения, в дальнейшем возникает ограничение при выборе будущей профессии .
Классификация и стадии развития дисграфии:
оптическая— обусловлена недоразвитием у детей зрительных систем коры головного мозга, что приводит к неустойчивости зрительных впечатлений и представлений, некоторые буквы не узнаются и не соотносятся со звуками;
акустическая — вызвана недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация звуков и нарушаются звукобуквенные соотношения;
моторная — возникает при задержке в созревании мелкой моторики рук, происходит нарушение в соотношении моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.
Профилактика дисграфии основывается в раннем выявлении логопедом,на уровне детского сада. А так же ребёнок с дисграфией должен быть осмотрен неврологом. Для комплексного обследования ребёнка необходима консультация педиатра для исключения хронических соматических заболеваний, офтальмолога и сурдолога для выявления снижения слуха и психиатра. Обязательным методом исследования является электроэнцефалография (ЭЭГ) — исследование электрической активности головного мозга. ЭЭГ проводится для исключения скрытой судорожной активности головного мозга. К другому методу относятся дуплексное исследование сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника (неинвазивное исследование сосудов, отражающее функциональные показатели кровотока) и магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ головного мозга показана детям с выраженными сопутствующими неврологическими нарушениями для выявления возможных органических поражений головного мозга.
Также для лечения детей с дисграфией применяют метод биоакустической коррекции . Основой терапии является компьютерное преобразование электроэнцефалограммы больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Тем самым осуществляется сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. ЭЭГ-зависимая физиотерапия на основе метода биоакустической коррекции способствует улучшению показателей состояния центральной нервной системы.
Диагностика специфических расстройств развития школьных навыков выполняется на основе психолого-педагогического тестирования. Определением диагностических критериев занимается детский психиатр. Проводятся мероприятия, нацеленные на устранение эмоциональных и поведенческих расстройств. Коррекция нарушений в начальных классах дает более успешный результат. К подростковому возрасту теряется интерес к учебе, закрепляется социальное положение «отстающего», мотивация к лечению низкая. При затруднениях освоения программы родителям важно сохранить уважительное отношение: ребенка нельзя ругать, унижать, сравнивать с другими. Необходимо вселить уверенность в собственных силах, создать комфортные условия для выполнения домашней работы. При подозрении на СРРШН сразу обратиться к детскому психологу.
«Реацентр Оренбургский» использует уникальный метод лечения детской неврологической патологии Микротоковую рефлексотерапию с 2007 года. Этот метод признан эффективным, разрешен и рекомендован к применению Министерством здравоохранения РФ.
Этот метод позволяет корректировать развитие, актуален для детей страдающими нервно-психическими патологиями и является современным, востребованным в педиатрической практике, так как является безболезненным и индивидуальным для каждого ребенка.
Микротоковая рефлексотерапия нормализует работу нервной системы, мышечный тонус артикуляционного аппарата приходит в норму. Он отличается от иглорефлексотерапии, тем, что есть возможность дозированно воздействовать на регуляторные процессы. Это объясняется физиологической способностью электрического тока в отношении раздражения нервных окончаний. Огромное преимущество перед иглоукалыванием в том, что:
- процедура безболезненная (и это актуально для маленьких пациентов);
-возможность неограниченного воздействия на аккупунктурные точки;
- отсутствие страха перед процедурой, которая является неинвазивной и не сопровождается применением инструментов и игл, пугающих детей;
- возможность проведения процедуры в разных режимах, с выборочной стимуляцией или торможением определенных структур нервной и мышечной систем;
- применение данного метода лечения возможно с 2 месяцев;
- сочетаемость с логопедическим массажем, ЛФК, общим массажем, занятиями с логопедом, психологом, аудиотренажером.
В результате комплексного лечения:
- появляется интерес к окружающему миру, игрушкам;
- уменьшаются агрессия и двигательная расторможенность;
- улучшается понимание обращенной речи, пополняется словарный запас ребенка;
- прекращаются головные боли и носовые кровотечения;
- улучшается память и концентрация внимания;
- восстанавливается контроль за мочеиспусканием.
Поддаются эффективному лечению:
*задержка речевого развития (ЗРР)
*задержка психического развития (ЗПР)
*задержка психоречевого развития (ЗППР)
*аутоподобное поведение
*синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ)
*задержка психомоторного развития
*нарушения мышечного тонуса
*ликвородинамические нарушения
*ДЦП (гемипарез, спастическая диплегия, двойная диплегия, атонико-астатическая форма, гиперкинетическая форма, спастический тетрапарез)
* задержка развития при генетических и обменных заболеваниях, в том числе при синдроме Дауна, целиакии, ФКУ
*нейросенсорная тугоухость
*головная боль
*неврозоподобные состояния (энурез, тики, энкопрез, заикание)
*а также проблемы обучения (специфические расстройства развития учебных навыков).
Мы находимся по адресу:
г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 8А
Контактный номер телефона:
8 (3532) 56-11-45, WhatsApp +7922-829-72-43
Электронная почта: reacentr-oren@mail.ru