Центральная нервная система — это именно тот механизм, который помогает ребенку расти и ориентироваться в этом мире. Диагноз «перинатальное поражение ЦНС» это синдромы, возникшие в результате повреждения мозга в период беременности, родов и в течение первых 7 дней жизни, могут привести к стойким неврологическим последствиям, а в более старшем возрасте к ДЦП или ЗПРР. У детей с нарушениями ЦНС около половины всех случаев приходится на внутриутробные поражения, врачи называют это перинатальными патологиями ЦНС. Основная причина перинатального поражения ЦНС у плода и новорождённого — это гипоксия (кислородная недостаточность), возникающая под влиянием различных факторов. Важную роль в развитии перинатальных поражений ЦНС играют инфекции, передающиеся половым путём (хламидиоз, герпес, сифилис). Причиной острой асфиксии в родах могут быть различные нарушения нормального течения родов, стремительные или затяжные роды, неправильное положение пуповины.
При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, который проявляется вздрагиванием, повышением или понижением мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, беспокойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем.
При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением, а так же нарушением в работе внутренних органов и систем в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи), вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром, при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.
Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у ребенка задержки психомоторного развития: позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Позднее появление улыбки, бедность мимики, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка лепета.
К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят: задержку психического, моторного или речевого развития; цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью), синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
Наиболее неблагоприятными исходами у ребенка являются: эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.
Диагноз ПП ЦНС ребенку устанавливается на основании жалоб родителей, тщательного изучения анамнеза с оценкой имеющихся факторов риска, осмотра ребенка, проведения УЗИ головного мозга (нейросонографии).
Лечение направлено не только на восстановление имеющихся нарушений функций нервной системы, но и на предупреждение развития новых патологических процессов у ребенка с ПП ЦНС, в этом помогает лечебный массаж и гимнастика, физиотерапия.
Записаться на прием или консультацию к детскому неврологу в детском медицинском центре «Реацентр» в Оренбурге вы можете, позвонив по телефону: 8 (3532) 66-36-85, WhatsApp 8-922-829-72-43. Наш адрес: г. Оренбург, ул. Терешковой 8 "А".
детский медицинский центр в Оренбурге
, нервно-рефлекторной возбудимости ребенка лечение в Оренбурге
, детский медицинский центр «Реацентр» в Оренбурге
, перинатальное поражение ЦНС лечение в Оренбурге
, ЦНС лечение в Оренбурге
, перинатальное поражение лечение в Оренбурге
, детский невролог в Оренбурге
, повреждения мозга ребенка лечение в Оренбурге
, диагноз ПП ЦНС ребенка в Оренбурге
С момента появления мобильных устройств не утихают споры, нужны ли они детям. Общество и ученые разделились на два лагеря: одни считают, что в телефонах нет ничего плохого, другие твердят, что от них сплошной вред.
До поступления в школу ребенок знакомится с миром при помощи игры. Игра – одна из видов детской деятельности, которая используется в воспитании ребенка- дошкольника, обучая его различным действиям с предметами, способам и средствам общения. У ребенка развивается личность, формируется психика, проявляется способность воздействовать на мир, приобретает знания, навыки, познает окружающий мир. В процессе игры ребенок развивает свои умственные способности, обогащает знания об окружающей среде, консолидирует и улучшает уже освоенные способы мышления и действия. Игра также способствует развитию воображения. Ребенок становится креативным, полным инновационных идей, трансформирует то, что он уже знает о мире, в соответствии со своей собственной фантазией и изобретательностью, создает ситуации «на ходу». В дошкольном возрасте в процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к учебной. Именно она влияет на познавательное развитие и способствует адаптации к социальному окружению. Игровая деятельность дошкольников помогает формированию психических функций и личностных качеств, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей. Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому учится и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность. Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни. Взаимодействия с игрушками или друзьями учат сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам. Самые маленькие дети копируют действия взрослых: приготовление еды, разговор по телефону, роль врача, продавца и т.д. Дошкольники знакомятся с окружающим миром при помощи игровой деятельности, поэтому она занимает значительную роль в становлении личности. У ребенка формируются личностные и интеллектуальные навыки, происходит адаптация к социальному окружению. Физическая активность – это полноценное развитие ребенка: бегать, прыгать, скакать. Для детей дошкольного возраста физическая активность заключается в азарте, соревнование со сверстниками, обучение добиться своей цели. Ролевые игры для дошкольников способствуют развитию воображения и творческих способностей, получать новые знания, которые в дальнейшем пригодятся в учебной и профессиональной деятельности. Чем старше ребенок, тем сложнее его игровая активность. Малыши начинают в год – играют с погремушками, катают игрушки, играют в песочнице, создавая фигурки. В три года с куклами и игрушками, кормят и укладывают спать, пытаются отремонтировать их, как это делают родители. В четыре года ролевые игры со сверстниками, как команда. В 6-7 лет ребенок развивает основные навыки и умения, творческое мышление, познавательные знания, необходимые для успешного обучения в школе. Во время игр ребенок узнает себя, учится высказывать свои мысли, быть инициативным, находить выход из спорных ситуаций, заинтересован в новых знаниях, прекрасно различает игровой мир и реальный, осознает своё поведение. Мобильные телефоны, компьютеры и гаджеты ограничивают ребенка в развитии игровой деятельности. Для дошкольников с задержкой психического развития характерны отклонения в поведении при наличии быстрой истощаемости, утомляемости, снижении работоспособности, что затрудняет формирование их игровой деятельности. У ребенка с опозданием по возрасту происходит усвоение разнообразных способов действия с предметами, игрушками, он неуверенно овладевает их функциональным назначением. Они с удовольствием используют игрушки, заменяющие реальные предметы окружающей действительности (куклы, мебель, машины), которые помогают в развитии сюжетных игр. У ребенка возникают по причине недостатка ориентировочно-познавательной активности: речевые нарушения, недоразвитие тонкой моторики рук и двигательной координации. У дошкольников с задержкой психического развития предметные действия по подражанию взрослым и другим детям длительное время доминируют над сюжетной игрой, что затрудняет усвоение социальных ролей и коммуникативных навыков, важных для всего последующего развития ребенка. Большую роль в нарушении формирования играют характерные церебрастенические проявления и сопутствующие невротические наслоения у детей с задержкой психического развития. У дошкольников при отсутствии познавательного интереса к игре часто проявляется манипулятивный стиль усвоения навыков и приемов взаимодействия с людьми и игрушками. Отмечаются трудности осознания воображаемой ситуации и усвоения различных социальных ролей, хорошо известных детям из их повседневной жизни. Дошкольнику с задержкой психического развития длительное время не удается осуществить переход от воспроизведения действий, отображающих окружающий предметный мир, к моделированию взаимоотношений между людьми, что требует определенных коммуникативных умений. Игры на основе воображаемых ситуаций у дошкольников с задержкой психического развития отличаются от игр нормально развивающихся сверстников отсутствием разнообразия сюжетов. Недостаток жизненного опыта, познавательных способностей мешает творческому осмыслению реальных событий, фактов для включения их в сюжет игры со сверстниками. Развитию сюжетных игровых действий препятствуют нарушения речи в произвольной регуляции игрового поведения, отклонения в поведении. Замедление формирования продуктивной (рисование, лепка, конструирование) и трудовой деятельности связано прежде всего со сниженной мотивационной готовностью, слабостью волевых процессов и выраженной истощаемостью. По особенностям поведения и характеру деятельности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста условно делят на три группы: - первая: дети активны, общительны, зачастую многословны, непоседливы, все время задают вопросы, часто не дослушивая ответ, отвлекаются на все происходящее вокруг. Они охотно берутся за выполнение задания, поспешно начинают действовать, но при возникновении различных трудностей интерес к заданию исчезает; - вторая: дети эмоционально напряжены, ранимы, контакт с ними налаживается постепенно и с трудом. Видимого интереса к выполнению задания они не проявляют, но от него не отказываются. На трудности реагируют по-разному (ждут помощи, плачут, становятся медлительными, просят дать им другое задание); - третья: дети отличаются повышенным фоном настроения, некритичностью, болтливостью, расторможенностью, отсутствием чувства дистанции. Их контакты с людьми поверхностны, носят формальный характер. Легко отвлекаясь, они не могут выслушать всю инструкцию, не в состоянии критически оценить свои возможности, быстро принимаются за выполнение заданий различной сложности и удовлетворяются любым результатом. Двигательная расторможенность сочетается у них с моторной неловкостью, плохой координированностью движений. В процессе работы эти дети нуждаются в постоянной организации своей деятельности. Таким образом, формирование игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития происходит замедленными темпами в сочетании с целым рядом специфических особенностей: отсутствие стойкого познавательного интереса, недостатки произвольного внимания, недоразвитие эмоционально-волевой сферы с характерной двигательной расторможенностью, аффективной возбудимостью, повышенной истощаемостью. По сравнению с умственно отсталыми учениками дети с задержкой психического развития адекватно принимают предлагаемую им помощь, что позволяет успешнее формировать у них необходимые учебные навыки и умения. Пройти консультацию детского невролога и психолога вы можете посетив детский медицинский центр ООО «Клиника Гавриловых «Реацентр» по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 8А.
Контактный номер телефона: 8 (3532) 66-36-85, WhatsApp +7 922-829-72-43
Птичий язык – это обычное явление для детей дошкольного возраста, отсутствие речи либо использование непонятных слов, произвольно соединяет звуки, но никто не понимает его. В настоящее время увеличилось число детей с диагнозом задержки речевого развития. В детском возрасте отмечаются эхолалии, т.е. когда ребенок повторяет последний или первый слог. Это свойственно задержке речевого развития (ЗРР). Задержка в развитии речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Сказать, что ребенок молчит - было бы совсем неправильно. Он не молчит, он разговаривает на своем очень сокращенном языке. Ребенок использует птичий язык («бу-бу», «ду-ду» или предлоги), когда ощущает себя в глупом положении или хотят быстро рассмешить друзей. Таким образом он привлекает к себе внимание и снимает напряженную обстановку, если несчастен в кругу одногодок или найти новых друзей, которые его не замечают. Смешные слова или « птичий язык» всегда заставляют нас обратить внимание на ребенка и улыбнуться или не обращать внимание на эту абракадабру. С возрастом задержка компенсируется, но легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, в год 10-12 слов. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Причины нарушения речевого развития: - генетика отца и матери, патологическая беременность, роды, инфекционные болезни и травмы, которые вызывают нарушения работы головного мозга; - кислородное голодание головного мозга при асфиксии и гипоксии, психиатрические проблемы. При ряде расстройств (дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау–Клеффнера), есть нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем развитие речи приостанавливается или даже регрессирует. Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не используя их для общения). С годами выраженность дефекта становится сильной, в тяжелых формах ребенок полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты. Диагностировать нарушения речи у детей надо как можно раньше, чтобы вовремя начать коррекционные мероприятия. Основы развития языка закладываются в первые годы жизни ребёнка! Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Богатство речи ребёнка зависит от разнообразия языка окружающего мира и нашей реакции на попытки ребёнка говорить. Необходимость разговаривать, слушать и читать для взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Своевременная и грамотная постановка диагноза нужна для коррекционной работы детского психолога, невролога и логопеда в Оренбурге. От успешного сотрудничества и взаимопонимания специалистов этих направлений зависит качество жизни ребенка в будущем. Пройти консультацию и лечение вы можете посетив детский медицинский центр ООО «Клиника Гавриловых «Реацентр» по адресу: г. Оренбург, ул. Терешковой, д. 8А. Контактный номер телефона: 8 (3532) 66-36-85, WhatsApp +7 922-829-72-43